Фармконсультирование
13.05.2024Фармакология педиатрии: особенности применения лекарственных препаратов у детей, дозировка, противопоказания.
Фармакология педиатрии изучает особенности применения лекарственных препаратов у детей, учитывая их возраст, массу тела, физиологические особенности и развитие организма. Дети отличаются от взрослых как по фармакокинетике (абсорбции, распределению, метаболизму и выведению лекарств), так и по фармакодинамике (реакции на действие лекарств).
Для назначения лекарственных препаратов детям необходимо учитывать оптимальную дозировку, которая зависит от возраста, веса и состояния здоровья ребенка. Для этого используются специальные таблицы дозировок и рекомендации от производителей лекарств. Важно также помнить, что детям не рекомендуется применять некоторые лекарственные препараты, которые могут быть безопасны для взрослых, из-за возможных побочных эффектов и противопоказаний.
Применение лекарственных препаратов в детском возрасте имеет ряд исключений, связанных с анатомо-физиологическими особенностями организма, отражающими процессы роста и дифференцировки органов и систем. В течение своего роста организм ребенка проходит определенные этапы развития (табл.1).
Таблица 1. Этапы развития ребенка
Этап развития |
Временной интервал |
||
1 |
Период новорожденно-сти (неонатальный) |
Ранний неонатальный период |
От рождения до 7 дней |
Поздний неонатальный период |
От 7 до 28 дней |
||
2 |
Период грудного возраста (период младенчества или младший ясельный возраст) |
От 29-го дня до 1 года |
|
3 |
Период молочных зубов |
Преддошкольный возраст (старший ясельный возраст) |
От 1 до 3 лет |
Дошкольный возраст (период посещения детского сада) |
От 3 до 7 лет |
||
4 |
Период отрочества (младший школьный возраст) |
От 7 до 11 лет |
|
5 |
Период полового созревания (пубертатный период, старший школьный возраст) |
От 12 до 18 лет |
Специфика развития в различные возрастные периоды обусловливает и особенности протекания патологических процессов (табл. 2.2).
Фармакотерапия в педиатрии существенно отличается от таковой у взрослых, что обусловлено отличной от взрослых фармакокинетикой и отчасти фармакодинамикой лекарственных средств у детей.
Факторы, обеспечивающие абсорбцию ЛП (секреция соляной кислоты желудочного сока, формирование солей желчных кислот, время опорожнения желудка, моторика кишечника, длина кишечника и площадь эффективной абсорбирующей поверхности, нормальная микрофлора), снижены у новорожденных (доношенных и недоношенных) и могут быть как снижены, так и увеличены у больных детей любого возраста. Замедление опорожнения желудка и моторики кишечника увеличивает период, необходимый для достижения
Таблица 2.2. Особенности развития патологических процессов у детей в различные возрастные периоды
Возрастной период |
Основная характеристика периода |
Особенности патологических процессов в данном периоде |
Неонатальный период |
► Адаптация к внеутробным условиям существования при морфологической незаконченности строения и несовершенной функции органов и систем. ► Начало легочного дыхания, функционирования малого круга кровообращения, энтерального питания, изменение энергетического обмена и терморегуляции, а также состава форменных элементов крови |
► Характерны последствия нарушений внутриутробного развития, родовые травмы, внутриутробные инфекции и инфекции новорожденных (в том числе заболевания кожи и пупочной ранки, септические состояния), проявления гемолитической болезни новорожденных и синдрома дыхательных расстройств (при недоношенности). ► Пониженная восприимчивость к детским инфекциям (корь, скарлатина, краснуха, дифтерия) вследствие трансплацентарной передачи антител, а также их передачи при грудном вскармливании |
Период грудного возраста |
► Высокие темпы роста и прибавки массы тела, высокая потребность в пищевых ингредиентах на килограмм массы тела при относительной недостаточности функции органов пищеварения. ► К 4-5 мес жизни снижение напряженности пассивного иммунитета при низком уровне приобретенного. ► Закладка фундаментальных параметров психомоторного развития и формирование психологического климата в семье |
► Легкость возникновения расстройств питания и нарушений пищеварения при неправильном вскармливании (предрасположенность к гипотрофии, анемии, рахиту, аллергическим реакциям). ► Легкость возникновения инфекций кожного покрова и слизистых оболочек, желудочно-кишечного тракта и дыхательных путей. ► Склонность к диффузному течению воспалительных реакций со склонностью к генерализации (выраженные клинические проявления и более тяжелое течение воспалительных заболеваний) |
Период молочных зубов |
► Постепенное совершенствование функций органов и систем с сохранением повышенной восприимчивости к факторам внешней среды. ► Полное формирование молочных зубов и начало смены прикуса на постоянный. ► Интенсивное формирование лим-фоидной ткани. ► Быстрое развитие двигательных возможностей при минимальном контроле за адекватностью движений и широкий контакт ребенка с окружающим миром. ► Быстрое развитие моторики и речи, формирование межличностных отношений |
► Склонность к гиперпластическим изменениям структур лимфоэпители-ального глоточного кольца (глоточной и нёбных миндалин). ► Риск травматизма и аспирации инородных тел. ► Повышенная частота инфекционных заболеваний, прежде всего - органов дыхания. ► Клиническая картина заболеваний во многом соответствует таковой у взрослого человека |
Возрастной период |
Основная характеристика периода |
Особенности патологических процессов в данном периоде |
Период младшего школьного возраста |
► Достижение уровня морфофунк-циональной зрелости взрослого человека для большинства органов и систем. ► Развитие мышечной силы. ► Отчетливая разница в телосложении в зависимости от пола ребенка |
► Склонность к развитию астении, невротических реакций, патологии желудочно-кишечного тракта вследствие длительного пребывания в школе, нарушения режима питания и физической активности. ► Высокая частота инфекционных заболеваний. ► Риск острых отравлений и несчастных случаев |
Пубертатный период |
► Становление репродуктивной зрелости организма |
► Возможность развития гормональных нарушений |
терапевтических концентраций, при назначении энтеральных препаратов грудным детям в возрасте до 3 мес.
Вследствие пониженного содержания альбумина в сыворотке крови новорожденных и грудных детей возможно увеличение свободной фракции препарата в плазме крови, что предрасполагает к развитию более выраженного фармакологического эффекта и повышению риска нежелательных лекарственных реакций.
Метаболизм и элиминация ЛП у детей широко варьируют в зависимости от возраста. Так, у новорожденных для большинства препаратов Т1/2 в 2-3 раза больше, чем у взрослых. Почки, легкие и кожа также играют роль в метаболизме некоторых лекарственных средств, как и кишечные ферменты новорожденных.
Внутримышечных инъекций у детей, как правило, стараются избегать вследствие сопутствующих болевых ощущений, негативной реакции ребенка, а также возможности повреждения тканей.
Ректальный путь введения лекарственных препаратов, как правило, применяют как альтернативу внутривенному (например, ректальное использование диазепама при эпилептическом статусе).
Топическое применение лекарственных препаратов достаточно часто используется у детей, однако следует учитывать, что всасывание при трансдер-мальном применении может быть повышено у новорожденных и детей раннего возраста в силу возрастных особенностей эпидермиса, а отношение площади поверхности к массе тела у них значительно больше, чем у детей старшего возраста и взрослых. Повреждения кожного покрова (например, атопический или пеленочный дерматит) увеличивают трансдермальную абсорбцию у детей любого возраста.
При ингаляционном введении большое значение имеет возможность обучения ребенка технике ингаляции и надежность средств доставки (предпочтение отдается использованию небулайзеров).
Дозирование препаратов у детей в возрасте до 12 лет зависит как от возраста, так и от массы тела. Лекарственное средство детям принято назначать из
расчета на 1 кг массы тела, на 1 м2 поверхности тела или на год жизни ребенка. Существуют различные подходы к расчету доз для детей на основе дозы ЛП для взрослого:
► традиционные способы - исходя из массы тела (правило Кларка) или исходя из возраста (правило Янга) - имеют тенденцию к преуменьшению или преувеличению требующейся дозировки у детей с избыточной или недостаточной массой тела;
► способ расчета на основе дозис-фактора Харнака, учитывающего возраст и массу тела ребенка;
► способ расчета, исходя из площади поверхности тела с использованием номограмм, позволяющих переходить от массы тела к площади его поверхности с последующим определением процента от дозы взрослого человека по специальным таблицам. Данный способ является наиболее точным.
Важным аспектом применения ЛП в педиатрии является необходимость уточнения возможности применения у детей и дозировки ЛП в определенной лекарственной форме от конкретного производителя. Это связано с тем, что даже при одинаковом международном непатентованном наименовании в инструкциях по медицинскому применению от разных производителей не всегда присутствует разрешение к применению данного ЛП у детей.