Образование
Фельдман : «Как стать заведующим»
Уважаемые коллеги! Этой статьёй я открываю новую рубрику «Как стать заведующим», посвящённую менеджменту аптечных учреждений.
В рубрике я не буду касаться узкопрофессиональных аспектов работы заведующих. Я буду делиться различными методами, способами, практическими приёмами и лайфхаками, связанными с управлением людьми в коллективе. Поэтому очень надеюсь, что материал будет полезным не только тем, кто хочет продвинуться по карьерной лестнице и стать заведующим, но и опытным профессионалам, которые смогут взглянуть на свою работу под немного другим углом.
Довольно часто фармацевты в аптеках спрашивают меня: «Что мне нужно сделать для того, чтобы стать заведующим? Какие компетенции мне нужны?» Попытаюсь сформулировать рекомендации для тех, кто мечтает развиваться и продвигаться по карьерной лестнице.
Первое, что просто необходимо – наличие профессиональной квалификации. Без этого мечта так и останется мечтой. Поэтому нужно учиться, регулярно повышать свою квалификацию, чтобы при прочих равных достоинствах с другими претендентами на эту должность выбрали именно Вас. Более того, учиться придётся постоянно, чтобы быть на несколько шагов впереди своего коллектива – плох тот руководитель, который знает и умеет меньше своих подчинённых!
Второе – не менее важное – необходимо понять, какие плюсы и минусы для Вас лично имеет должность «заведующий аптекой». Это ведь не только большие полномочия, но и огромная ответственность: за работу предприятия, за соблюдения бессчётного количества нормативных актов и законов, за климат в коллективе, за каждого своего сотрудника… Красивая, но примитивная картинка: «Я теперь тут командую, а ещё у меня выше заработная плата!» не годится даже для комиксов. Работа заведующей сложна, требует высокой самоотдачи, ответственности и многих умений, которые приходят с опытом – профессиональным и жизненным.
Третье – определитесь с тем, нужно ли Вам управлять людьми, является ли это для Вас важной потребностью, без которой жить не в радость? По статистике, только 10% населения имеет тягу к руководству другими людьми, остальные являются индивидуальными исполнителями, которые на своём месте достигают профессиональных высот.
Посмотрите на здравоохранение – далеко не все врачи в больнице мечтают и хотят стать главным врачом. Почему? Потому что они довольно объективно оценивают, что вместе с новой должностью приходит ответственность, и то, что я умею отлично делать как врач, вовсе не факт, что даст мне шанс стать хорошим главным врачом. А ещё нужно как-то научиться делать работу руками своих подчинённых, а это только на первый взгляд просто – ведь я сам-то умею такую работу делать, вот сейчас и объясню своим коллегам, что и как… Иллюзия! Одно дело самому что-то делать, другое - объяснить подчинённому, что от него требуется, при этом он должен понять задание и точно выполнить.
Проведите простой опыт: попросите коллегу помочь надеть Вам очки (обычные или солнцезащитные) и поруководите этим процессом. Редко, когда Вам в глаз не попадут дужкой: одно дело надевать очки самому, другое дело – управлять чужими руками, инстинктивно уворачиваясь от надвигающейся оправы. А теперь представьте, что такое удовольствие придётся испытывать ежедневно.
Вы же не будете выходить за «первый стол» в каждом случае, когда Вам будет казаться, что рецептар делает что-то не то, не так, неверно говорит с посетителем, слишком настойчив и агрессивен или, наоборот, пассивен.
В общем, для начала нужно определиться с этими тремя обстоятельствами – возможностью и желанием постоянно учиться; пониманием того, как будет выглядеть новая должность для Вас; Вашей потребностью управлять другими.
Теперь о том, какие компетенции нужны для того, чтобы стать заведующим.
К сожалению, слово «компетенция» у нас сильно затёрли до дыр и используют при любом удобном случае. Если обратиться к научному определению слова, то компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников).
Следовательно, при таком определении вполне достаточно иметь некие знания (то, что знаю), умения (то, что умею) и навыки (то, что постоянно выполняю), которые позволят делать свою работу в соответствии с требованиями руководства и индустрии. Но на практике это не совсем так. Ещё в 1992 году компетенция была определена, как модель эффективного поведения, нужная сотруднику для того, чтобы выполнять рабочие задачи на должном уровне. И добавлены ещё две необходимые составляющие – мотивация и личностные характеристики работника.
То есть, чтобы иметь достаточную компетенцию, нужно иметь не только знания, умения и навыки, но и соответствующие делу личностные характеристики (могу руководить) и мотивацию к работе (хочу руководить).
На модели компетенций заведующего я более подробно остановлюсь в следующих статьях и приведу одну из наиболее авторитетных классификаций, содержащих описание 60+ компетенций, необходимых любому работнику.
Сейчас только коротко отмечу то, что любому управленцу необходимо иметь как минимум две группы компетенций – базовые и лидерские.
Базовые – это те, без которых хорошим заведующим не стать: нацеленность на результат, гибкость, умение сотрудничать, смелость, саморазвитие и самоанализ, навыки построения межличностных отношений в коллективе, управление в сложной изменяющейся ситуации на рынке.
Что касается лидерских компетенций, то это: понимание бизнеса, создание эффективных команд, управление конфликтами, умение разбираться в людях, развитие подчинённых сотрудников, поиск новых возможностей для развития бизнеса (стратегическое мышление), управление в условиях нестабильности и неопределённости.
Вот такая непростая эта должность – заведующий. Впрочем, как должность любого человека, управляющего не только процессами, но и людьми.
Продолжение следует…