С нами уже 115911 специалистов

Лайфхаки первого стола

18.02.2022

Мерчендайзинг. Планировка и выкладка


Планировка аптеки: куда пойдет покупатель?

В современной аптеке приняты два основных типа планировки: аптека с закрытой выкладкой и фарммаркет (аптека с открытой выкладкой).

Стеклянные витрины в человеческий рост, где препараты расположены, как правило, в два уровня: первый – на уровне глаз или груди, второй – на уровне пояса. Подобный прилавок увеличивает площадь выкладки товара и приближает его к покупателю.

В аптеке с планировкой типа супермаркета также выделяют зону, где расположены рецептурные препараты. Прочий товар находится на разбросанных по торговому залу открытых стеллажах. Подобная планировка предусматривает значительную реорганизацию работы аптеки, использование консультантов, дополнительные меры охраны. Она эффективна лишь в крупных аптеках, особенно в аптечных сетях.

При планировке отделов необходимо учитывать некоторые закономерности поведения покупателей:

  1. Примерно 95% посетителей останавливаются, пройдя треть пространства аптеки. Как правило, покупатель желает найти то, что ему нужно, не проходя больших расстояний и не возвращаясь к одному и тому же месту несколько раз.
  2. Большинство покупателей – правши; они предпочитают идти прямо и склонны смотреть и брать товары, находящиеся справа.
  3. Обходя зал, большинство покупателей поворачивают налево – против часовой стрелки.


Места расположения товаров в аптеке можно разделить на две основные категории – сильные места и слабые


Сильные места:

  • полки с правой стороны по направлению движения покупателей;
  • места с хорошим фронтальным обзором;
  • пространство возле кассы;
  • конечные отделы.

Слабые места:

  • полки с левой стороны по ходу движения покупателей;
  • углы торгового зала;
  • места возле входа в аптеку.

Пространство возле входа должно быть максимально свободным, поскольку здесь встречаются входящие и выходящие потоки покупателей. Здесь не должно находиться никаких больших рекламных материалов: рекламных щитов, крупных постеров, оборудования, крупных растений и т.д. При размещении оборудования также нужно следить за тем, чтобы не создавалось взаимопересекающихся обратных потоков покупателей. Это относится главным образом к большим залам: в маленьком помещении таких потоков не возникнет.

Весь товар необходимо расположить в самых доступных местах прямо напротив входа. Недостатки любого помещения можно компенсировать с помощью своевременного и правильного информирования покупателя. Не обязательно, чтобы покупатель, едва ступив на порог аптеки, тут же увидел на витрине товар.


Важно, чтобы с первых шагов в аптеке покупатель был информирован о том, где его купить. И тогда даже "слабое" место привлечет внимание посетителя.


Расположение товаров, для которых проводятся специальные рекламные акции, не рекомендуется менять кардинально: покупатель привык искать товар в определенном месте, и если стенд с этим товаром поставят в другом углу, его могут просто не заметить. Во всяком случае, кроме отдельного стенда, товар должен присутствовать и на общей витрине.

Выкладка товара: все как на ладони

Не “засоряйте” витрины, прикассовую зону и т.д. Покупатель должен без труда ориентироваться в бесконечном море препаратов.

Основное внимание покупателя обычно обращено в центр полки. Поставьте приоритетные товары на уровне глаз или чуть выше. Желательно, чтобы товар был доступен на расстоянии вытянутой руки, особенно если это аптека с открытой выкладкой. Маленькие упаковки должны быть вверху, а большие – внизу, шрифт на большой упаковке крупнее, его можно читать, не наклоняясь.


На самый нижний уровень менее всего обращают внимание, и найти товар на нем гораздо труднее


Однако напольное пространство – вовсе не "гиблое" место. Напольные дисплеи и контейнеры, которые при стандартной выкладке привлекают мало внимания, можно использовать для объемной выкладки. Большой объем товара, расположенный достаточно низко (например, груды памперсов в напольных контейнерах) вызывает у покупателя ассоциацию с низкой ценой и с большим спросом, что побуждает его к покупке.

Наши партнеры

Прямой эфир